Христиане любят говорить, что христианство способствовало борьбе с расизмом. Именно религия породила одну из форм ксенофобии – расизм.

Расизм представляет собой набор идеологических и теоретических мировоззренческих концепций, когда присутствуют постулаты о неравноценности человеческих национальностей и рас. Более широкое понимание, что такое расизм, определение его основных моментов даётся в любых биологических идеологиях о человеческом распределении. Т.е. это группы, разделённые условно на расы, отличающиеся как фенотипическими, характерологическими и интеллектуально-моральными чертами. Именно такая разница предполагает дальнейшее возникновение неприязни и попытки представить одну расу по праву рождения выше другой или наделить её большими привилегиями. На современном витке развития уже не говорится о превосходстве, но употребляется понятие несовместимости существования различных рас в силу их внутренних и культуральных отличий.

Примеры расизма наиболее часты в исторических моментах, поскольку сейчас тенденция к большему уровню толерантности, а права и свободы личности всё больше отстаиваются, причём как на юридическом уровне, так и в биологических доказательствах равноправия народов.

Причины возникновения

Появление самого понятия тесно связано с историческими и географическими изменениями, в частности с тем периодом, когда европейцы максимально осваивали и завоёвывали новые земли. Для того чтобы на моральном и государственном уровне безнаказанно колонизировать земли их коренных жителей приравнивали больше к животным или полулюдям, что давало европейцам относительное право властвовать и распоряжаться как жизнями людей, так и их землёй. Затем появляется теория нордизма, призванная превозносить только одну расу, и приводящая различные факты о том, что эта цивилизация древнее и мудрее. В своих идеях разрекламировать собственное происхождение учёные даже приводили факты о присутствии любого прогресса (научного или культурного, интеллектуального или морального) даже на этапе развития древнегреческих и древнеримских цивилизаций.

Наиболее широкая и ужасающая трактовка расизм достигла в отношении евреев, а также в превознесении арийской расы. Если в других концепциях одни национальности просто ставились начальниками или признавались более развитыми, то для последнего движения были характерны истребление всех других народов или жестокая эксплуатация вплоть до смертельных исходов.

Ещё одной причиной развития расизма было экономическое развитие, а не только исторические и географические изменения. Идея, что кто-то менее достоин любых благ, разделяет людей на классы – это уникальная возможность для управления и стабилизации ситуации укрепления богатства конкретных лиц. Далее возникает эффект замкнутого круга, поскольку принижаемые расы и национальности изначально имели худшие условия жизни, а значит худшее здоровье, они не могли получить образование и в итоге не делали вклада в науку. Потом подобные факты (меньший процент учёных, долгожителей, деятелей искусства и т.д.) преподносился как доказательство ущербности данного народа. Конечно, из контекста выдёргивалась позиция о том, что само общество изначально поставило их в неравные условия, где развивать такие способности не представляется возможным.

Скандалы и обвинения в расизме

Данный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Кристофер Бранд

В конце февраля 1996 года издательство «Уайли и сыновья» выпустило книгу «Фактор g» шотландского психолога Кристофера Бранда [5] (англ.), исследующую наследственную обусловленность психологических и умственных различий и утверждающую неприспособленность государственной образовательной системы к тем различиям. В беседах с журналистами об этой книге Бранд высказал своё мнение о врождённых психологических различиях «между белыми и чёрными». В апреле того же года «Уайли» остановило публикацию той книги. Бранд утверждает, что тогда же администрация Эдинбургского университета, после 26 лет без единого нарекания, начала «охоту на ведьму» в отношении него. Бранда уволили с университетской должности 8 августа 1997 года за профессиональную аргументацию в защиту Даниэля Карлтона Гайдузека (Нобелевская премия по физиологии и медицине), осуждённого за совращение малолетних.

Джеймс Уотсон

В октябре 2007 года британская газета The Sunday Times процитировала ведущего учёного-генетика Джеймса Уотсона, заявляющего, что «социальная политика», проводимая цивилизованными странами в Африке, ошибочна, поскольку основана на том, что чернокожие по врождённым интеллектуальным способностям ничем не отличаются от белокожих, в то время как «все опыты говорят, что это не так». По словам учёного, желание людей думать, что все они равны, естественно, однако «люди, которым доводилось иметь дело с чёрными работниками, знают, что это неправда»[44][45].

Схожие тезисы содержатся и в новой книге Джеймса Уотсона «Избегайте скучных людей» (Avoid Boring People). Учёный-генетик утверждает, что уже в ближайшее десятилетие могут быть обнаружены гены, которые отвечают за различия в уровне человеческого интеллекта[46].

Британский Музей науки отменил запланированную лекцию Нобелевского лауреата Джеймса Уотсона в связи с высказываниями знаменитого генетика об интеллектуальном превосходстве белой расы над чёрной[45].

25 октября 2007 года нобелевский лауреат Джеймс Уотсон был вынужден покинуть пост главы лаборатории Колд-Спринг-Харбор в связи со скандалом, вызванным его высказыванием о неграх[47].

Что такое расизм простыми словами

На общечеловеческом уровне понять, что такое расизм можно рассматривая его через систему сложившихся исторических и социальных предрассудков, основанных на расовых различиях. Считается, что в зависимости от происхождения люди изначально отличаются не только внешне, но также степенью развития физических способностей (северяне устойчивы к холоду, негроидная раса более быстрая и сильная), интеллектуальных возможностей (европейцы более склонны к научному труду и развитию высокого социального строя), а также моральных и культурных устоев. То, что в одном населении принято недостойным или слабым в другом будет считаться противоположным. Сюда же можно отнести различные уклады, как в воспитании детей, так и ведении всей жизни. Могут включаться порицания многоженства или общинного строя, как изживших себя понятий или недостаточно социальных (архаические формы).

В итоге такого стереотипа о недостойности чужого способа жизни и антинаучных идей о разнице между людьми даже на биологическом уровне разжигается большой конфликт, направленный на угнетение (запрет на качественное образование, низкая оплата труда, недоступность правящих должностей) и истребление (полное уничтожение отличающихся народов).

Расизм вместо признания отличий и предоставления возможности учиться у других, приобретать опыт новой культуры замыкает всё развитие общества и приводит к вырождению. Идеи нацизма – это наиболее деструктивная форма развития расизма, когда говорится не только об отличиях, но о недостойности других.

Присутствует не только политика расизма на высоких уровнях, но и бытовые проявления, когда учеников отличающихся от большинства, дети не принимают в свой круг или когда студентов из других стран оценивают строже, а весь акцент делается на ошибках. Существует настолько въевшееся стереотипное поведение, что видя кого-то из других представителей, люди могут переходить на другую сторону, ожидая кражи или агрессии. Это обусловлено не личным поведением человека, а не понимаем особенностей национальной культуры и неприемлемости для них каких-то форм поведения.

Страх перед цыганами и южными народами обусловлен более спокойным темпераментом европейцев, воспринимающих их поведенческие проявления не как эмоции, а уже как акт агрессии. Размеренность финнов или безрассудство русских не воспринимается как отдельное проявление традиций развития, а причисляется к не достоинству всей нации, точно также как цвет кожи может накладывать своё восприятие. Стоит отметить, что расизм часто употребляется именно в негативном ключе, когда речь идёт об ущемлении, но есть и превозносящий (например, что японцы умны, немцы дисциплинированы и т.д.).

Европа

Британия

Некоторые исследователи обнаруживают истоки нацистской философии в империалистической идеологии и практике Британской империи. По мнению Саркисянца, настоящим учителем нацистов был английский философ Томас Карлейль[19].

Германия

Третий рейх

Объединённая Германия

По данным немецкого ведомства по защите конституции, число ультраправых экстремистов в ФРГ за 2009 год увеличилось на половину — с примерно 20 тысяч до 30. Эксперты объясняют это ухудшением экономической обстановки и падением уровня жизни из-за мирового финансового кризиса[20].

Италия

  • 19 апреля 1937 — декрет о запрете смешения с эфиопами[21]
  • 30 декабря 1937 — декрет о запрете смешения с арабами[21]
  • 17 ноября 1938 — декрет о запрете смешения с евреями и запрете евреям находиться на государственной и военной службе[22]

Отменены после падения фашизма в 1943 году[23].

Согласно последним исследованиям расовая рознь по-прежнему остаётся в Европе на высоком уровне. Проблема заключается ещё и в том, что носителями расовых предубеждений становятся даже мигранты из стран третьего мира, переселившиеся в Европу[24].

Биологические обоснования расизма

Разбирая, что такое теория расизма необходимо остановиться на биологическом обосновании, когда во главу ставилась концепция полигенеза. Данное направление утверждает, что различные человеческие расы появились от разных прародителей – она основана на дарвинисткой базе, но не выдерживает критики. Проведя несколько исследований генетических материалов, костей скелета и эволюционных этапов формирования в разных частях света были получены идентичные результаты, соответственно весь человеческий вид, несмотря на фенотипические различия, произошёл от одного предка.

На этом биологизация различий не останавливается, но присутствуют данные более объективные. Так, человечество зародилось в тёплых африканских странах и изначально все имеют одинаковый набор генов. Потом вследствие расселения и развития цивилизации появились условия для все большего освоения территории. Так часть людей уехала в менее жаркий климат и, живя там, их кожа и волосы приспособились под существующие условия – стали светлее и прямее. У тех, кто попал в местность с сильными ветрами или холодом сузился разрез глаз, чтобы лучше защищать от попадания пыли и песка. Те, кто жил в степях и пустынях имеют больший рост для того, чтобы видеть пищу и добычу на большем расстоянии, а люди гор более приземисты, так как для них более необходимым моментом является необходимость спрятаться и чтобы не заметили их. В сотнях лет приспособлений человеческий организм изменился максимально и получились фенотипические различия, приводящие к искажённому пониманию, что это совершенно иные люди.

Данная биологическая теория не столь наглядно, но работает на небольшом временном отрезке, когда разделённые близнецы в разных концах земли к своему среднему возрасту не были похожи между собой. Именно внешние условия (климат, выполняемая работа, качество жизни) влияют на внешний облик человека. Сейчас всё больше человечество становится гомогенным, т.к. снова стираются границы, появляется много межнациональных браков, а жёсткие погодные условия регулируются достижениями прогресса. Условия деятельности больше меняют наши тела, удлиняя три основных пальца и всё больше укорачивая мизинец вследствие неиспользования, в итоге подобных примеров можно предположить, что человечество через тысячу лет будет также отличаться от нас, как сейчас отличаются представители различных рас. Относительно психологических отличий расовая теория может действовать только в контексте социально-культурного воспитания, поскольку поведение никак не обусловлено генами, а только окружающими людьми.

Критика расизма

Несостоятельность расизма, как теории с попытками научного доказательства, социального насаждения и идеологического формирования уже доказана на всех уровнях. Зарождаясь, расизм ставил во главу угла биологические отличия, провозглашая только одну часть людей истинно человеческими потомками и относя других к более животным видам. С развитием исследовательской базы и возможности изучения, как генетики, так и всего устройства человека во всём расовом многообразии были выдвинуты неоспоримые результаты лживости и антинаучности любых расистских утверждений.

По показателям здоровья, нормам содержания веществ и функциональной характеристики всех органов и систем все представители дают примерно одинаковые результаты. Многолетние психологические изучения различий в характерах различных народов не привели к доказательству их присутствия. Всё, что есть на данный момент – это фенотипическая разница (так же присутствующая и внутри одной расы), а также особенности социального уклада. Различия очень серьёзны, но отсутствуют их закрепление на генетическом и биологическом уровнях. Азиат, воспитывающийся в негроидной семье, будет вести себя более схоже не с собственным национальным признаком, а с окружающим большинством. Негроидные представители, получившие такое образование, как европейцы показывают такие же результаты в интеллектуальном труде и способности управлять большими проектами.

Различия действительно присутствуют, но это необходимо относить к особенностям, как типу темперамента или возможности бегать на дальние дистанции. Любые ущемления по расовому признаку приводят к эскалации конфликта, являются рычагами разжигания войн и противостояний, необходимых в политических и экономических целях. Действуют подобные стереотипные убеждения опять же только на людей не сильно разбирающихся в вопросах биологии, а также которым не доступны (в силу ситуационной или интеллектуальной ограниченности) ресурсы предоставляющие критику и опровержение мнений многовековой давности.

Борьба с расизмом и расовой дискриминацией

Генеральная Ассамблея ООН в 25 сессии (1970 год) приняла резолюцию, провозглашающую «твёрдую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества»[40].

Московская «группа экспертов-специалистов» от ЮНЕСКО осудила все виды расизма в 1964[41].

В 1966 году Генеральная Ассамблея установила Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

2001 год Генеральная Ассамблея провозгласила «Международным годом мобилизации усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости

».

В 2001 году Генеральная Ассамблея провела слушания комитета по ликвидации расовой дискриминации, где было отмечено, что действия по борьбе против расизма и расовой дискриминации ведутся уже в течение третьего десятилетия[42].

В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации расовая дискриминация определяется следующим образом:

любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни

Положительная дискриминация

Положительной дискриминацией (англ. affirmative action) называется создание преимуществ для ранее дискриминировавшихся расовых, половых или религиозных меньшинств с целью выравнивания их положения: например, практикуемые в США меры по увеличению числа представителей африканской расы в государственных учреждениях, частных компаниях. Такая практика, получившая институционализированную поддержку во второй половине XX века, не считается проявлением расизма с точки зрения правительства и не преследуется.

Критики политики «положительной дискриминации» требуют её отмены, так как, по их мнению, это явление полностью подпадает под определение расизма согласно Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации[43]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: